Мировая климатическая политика. Аналитический дайджест «ЗЕЛЁНЫХ»

Климат - это острая тема! Не верите? Читайте наш дайджест.

Рубрику ведёт эксперт по климатической политике
Игорь Алабужин

28 апреля

Французская компания Тоталь Энержи подала в суд на Гринпис. Поводом для иска стал доклад французского Гринписа о карбоновом следе компании. Гринписовцы заявляют, что Тоталь эмитировала в 2019 году 1,637 млрд. тонн СО2, а задекларировала всего 0,455 млрд. тонн. На основании этих данных Гринпис подвергает сомнению искренность заявлений нефтяников о желании добиться углеродной нейтральности компании к 2050 году.

Мнение:

Еще один процесс новой эпохи — эпохи борьбы с глобальным потеплением. Правда, скорее всего суд закончится практически ничем. Гринпис не настаивает на точности своих подсчетов, а просто предлагают их обсудить. Хотя радикальная часть активистов утверждает, что и эти подсчеты занижены и будет проводить акции протеста у офисов компании. А Тоталь требует одно символическое евро в качестве возмещения морального ущерба.

17 апреля

На встрече экологических министров стран G7 в Саппоро Канада и Великобритания выступили за прекращение к 2030 году получения электричества на угольных станциях  в странах «большой семерки». Франция поддержала эту инициативу. Но Япония, США, Евросоюз выступили категорически против. В результате в итоговом коммюнике остались слова о «необходимости конкретных и своевременных мер по прекращению использования угля в электрогенерации» без указания конкретной даты.

Мнение:

Вот так всегда. Есть на свете много желающих давать ценные советы и руководить. Но когда дело доходит конкретных шагов, все ограничивается словами о «конкретных шагах».

13 апреля

Мэрия Парижа заявила, что в конце 2024 года сбирается снизить максимальную сколрость на Переферийном будьваре *(примерный аналог Третьего транспортного кольца в Москве). Оскорость будет снижена с нынешних 70 км/час до 50 км/час. Снижение скорости с 80 км/час до 70 км/час в 2014 году позволило на треть сократить число пробок,  снизить объем выбросов парниковых и других вредных газов. Теперь парижская мэрия рассчитывает развить этот успех.

Мнение:

Дай бог, если это будет так. Но тут главное — не переборщить. Французы проводили в своих городах еще более смелые эксперименты со снижением скорости до 30 км/час. И их результаты были не столь однозначными.

12 апреля

Опубликованы результаты работы немецких орнитологов, которые исследовали поведение гагар вблизи морских ветропарков. Гагары не реагируют на  вращение лопастей , но им почему-то не нравится сам вид ветряков, как и любой другой человеческой инфраструктуры, построенной в открытом море.  После строительства ветропарков количество гагар в радиусе 1 ки от них уменьшается на 94%, а в радиусе 10 км — на 52%. В результате общая популяция гагар в Северном море сокращается, потому что места , куда гагары переселяются не дают им возможность потреблять такое же количество пищи.  В окрестностях ветропарков число гагар за несколько лет сократилось с 32 000 до 24 000.

Мнение:

Мир очень хрупкий. Хищные птицы погибают потому, что они не видят вращающиеся лопасти. Гагарам, оказывается, сам вид ветряков невыносим. Это — веская причина для того, чтобы не застраивать такие места, как мелкое Северное море ветряками полностью. Хотя именно к этому все дело, кажется, идет. Надо оставить гагарам немного свободного от человека места.

11 апреля

В журнале Nature опубликовано исследование группы ученых, посвященное  росту спроса на отдельные природные ресурсы в  процесс электрификации дорожного транспорта.»Trade-off between critical metal requirement and transportation decarbonization in automotive electrification»

Авторы материала  использовали статистику по 48 странам. Россия к сожалению в это число не попала. Но Китай, Индия, США, страны Евросоюза попали.

Авторы рассмотрели несколько сценариев электрификации транспорта. В самом пессимистическом к 2050 году на дорогах 40% автомобилей будут электрическими, в самом оптимистическом — 100%.  Вывод: потребность в металлах, критически важных для такой декарбонизации транспорта , вырастет в зависимости от сценария в 29-75 раз по литию, в 21-54 раза по никелю, в 1—26 раз по кобальту , в 11-28 раз по марганцу и в 1.3 — 1,8 раза по платиноидам ((рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина)

Мнение:

Количество исследований на эту тему растет. Еще несколько лет назад единицы ученых занимались этой темой, а сейчас — как прорвало. Человечеству давно уже пора осущствлять важнейшую задачу декарбонизации транспорта на практике. И, как обычно, в последний момент человечество начинает подсчитывать, во что ему обойдется очередной глобальный проект. Это исследование — самое детальное по теме транспорта из тех, что я видел. Но после знакомства с ним возникает вопрос, который в их поле зрения не попал: Хватит ли у человечества энергии, чтобы добыть и переработать такое количество природных ресурсов? Это ж они еще ничего про медь, сталь и алюминий не писали. А они тоже нужны.

7 апреля

Журнал Nature опубликовал результаты опроса ведущих ученых в области климата. 39% из них заявили, что становились объектом травли в социальных сетях. Женщины подвергаются такой сетевой агрессии чаще, чем мужчины. 50% их тех, на кого обрушился гнев других пользователей сети, испытывают после этого чувство тревоги и страх за свою профессиональную репутацию.  У 25% нарушается сон. 20% впадают в депрессию. 3% сказали, что после виртуальных угроз подвергались физическому нападению.

Мнение:

Климат становится все более острой темой. Выводами ученых политики обосновывают свои очень непопулярные меры, которые часто очень не по душе простому человеку. Но крайними становятся именно учеными, потому что политики указывают именно на них, как на фактических инициаторов этих непопулярных мер.

6 апреля

Германское агентство ClimatPartner заявило о том, что прекращает выдавать товарам и услугам лейбл «углеродо-нейтральный» (carbon neutral). Мода на такой знак и непрозрачность процедуры его получения привели к тому, что слишком много производителей получает его без всяких на то оснований. Экологи считают этот лейбл типичным примером «зеленой промывки мозгов». Вместо скомпрометированного «углеродо-нейтральный» будет создан новый лейбл - «сертифицировано  ClimatPartner” (ClimatePartner certified). Агентство обещает не выдавать его направо и налево.

Мнение:

Очень трудно остановить несущуюся лавину. И поток подобных «зеленых» надписей на товарах в магазинах тоже будет трудно остановить. До нас этот поток еще не добрался, но обязательно доберется. Обычно для получения такого знака компании яростно фальсифицирует свою «углеродную отчетность», чтобы быть обязанным высадить как можно меньше леса где-нибудь в глухом уголке мира, чтобы тем самым «компенсировать» свою парниковую эмиссию. Это — самая популярная схема. Если учесть, что и среди компаний, которые занимаются такими посадками, полно жуликов, то негодование экологов понять можно.

2 апреля

Внимание колумбийских СМИ вновь привлек конфликт между некоторыми племенами народа Вайю на севере страны с консорциумом итальянской компании ENEL и португальской EDPR. Европейские компании хотят построить еще два ветропарка на месте проживания этих коренных жителей севера Колумбии и Венесуэлы. Планы правительства, которое хочет сделать из провинции Ла Гуахира «мировую столицу зеленой энергии», предусматривают инвестиции в 15 млрд долларов в строительство 3 000 ветряков.  Конфликт продолжается с 2016 года. Один человек уже погиб и несколько ранены.

Мнение:

Бедные вайю! Часть из них вынуждена постепенно оставлять родные места из-за расширения гигантского угольного разреза Серрехон. Новая волна расширения разреза и переселения аборигенов началась в прошлом году из-за острого желания Германии заместить на своем рынке российский уголь. Но земля вайю богата еще и ветром. А в эпоху «зеленого энергоперехода» жить на территории «месторождения ветра» очень беспокойное занятие. А если вы сопротивляетесь давлению застройщиков, то еще и небезопасное.

Самые важные новости ЗЕЛЁНЫХ Москвы — в нашем
телеграм-канале

Подписывайтесь!